четверг, 7 мая 2009 г.

В прокат вышел "Звездный путь" (Star Trek) Джея Джея Абрамса

В прокат вышел "Звездный путь" (Star Trek) Джея Джея Абрамса, одиннадцатый — с 1979 года — фильм по мотивам культовой 600-серийной телесаги. МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ тщетно пытался разобраться в изломах пространственно-временного континуума XXIII века.

Сериал "Звездный путь", придуманный в 1966 году экс-копом и боевым летчиком Джином Родденберри, из тех штуковин, с которыми, чтобы оценить их прелесть, надо родиться и прожить всю жизнь, как, скажем, французы живут с комиксами о хохлатом Тентене. Помнить, что именно в этом сериале впервые в американском кино поцеловались белый парень и афроамериканка. Презирать Джорджа Лукаса, попытавшегося потеснить "святое" своими "Звездными войнами". Не посвященным в магию "Пути" остается, смотря фильм, держать в памяти, что для нескольких поколений американцев это нечто большее, чем артефакт массовой культуры.

Джей Джей Абрамс благородно вернулся к истокам саги. Бесстрашный, но недисциплинированный Джеймс Тиберий Кирк (Крис Пайн), в будущем самый юный капитан, а затем и адмирал космофлота Федерации объединенных планет, и Спок (Захари Куинто), остроухий инструктор, сын землянки (Вайнона Райдер) и посла планеты Вулкан, принимают боевое крещение в сражении с пиратом-ромульянцем Нероном (Эрик Бана). Но все равно не избыть ощущения, что тебя окунают с головой во вселенную, где все друг с другом давно знакомы и лишь цинично притворяются, что встретились впервые.

От фильма-поклона в сторону культового феномена не стоит ждать революционных спецэффектов: он делается не для этого. Пиратский корабль-спрут или озорные чудища с мерзлой планеты сделаны, как положено, и не более того. Авторы, пожалуй, даже акцентируют домотканую наивность фантастики 1960-х. Владея искусством телепортации, герои тем не менее носятся по коридорам звездолета "Энтерпрайз", поскальзываясь на поворотах. Сигают в открытый космос без парашютов, но распухают на глазах от аллергической реакции на прививку. Изъясняются почти пародийно. Например, "красная материя нужна нам, чтобы создать черную дыру". Или: "они создали сингулярность, которая засосет планету Вулкан". Услышав это, герои истерично пытаются отсосать планету обратно. Заморочки с искривлением пространственно-временного континуума тоже родом из 1960-х годов: тогда мир бредил рассказом Рэя Бредбери о растоптанной в прошлом бабочке, необратимо изменившей будущее. Если пытаться честно разобраться в этом самом континууме, то вскоре придешь к логичному выводу, что, скажем, Спок — сын самого себя. Так что лучше даже не пытаться.

Гораздо интереснее человеческая составляющая фильма, которая в нем, в отличие от холодных, технологичных и идеологических "Звездных войн", наличествует. "Путь" в свое время считался образцом интернационализма. В команде нашлось место и русскому вундеркинду Павлу Чехову (Антон Ельчин), и восточному человеку Хикери Сулу (Джон Чо), и, само собой, чернокожей Ухуре (Зоэ Салдана). Наполовину инопланетянин Спок тоже вполне человекообразен. "Путь" — сага о двух половинках человеческой души. Уроженцы Вулкана не то чтобы бесчувственны, но подавляют эмоции, сугубо логичны и рациональны: исходя из этнических стереотипов, это вылитые янки, дети "протестантской этики". Земляне же, даже если они, как Кирк, родом из Айовы, порывисты, безрассудны: да это же европейцы, даже, точнее говоря, обладатели широкой славянской натуры. С этой точки зрения отец Спока напоминает американского дипломата, женившегося в разгар холодной войны на русской, чтобы понять славянскую душу.

Тем не менее в фильме есть нечто действительно загадочное, какая-то фига, которую прячет в кармане Абрамс, создатель сериала "Lost" и продюсер "Монстро". Хочешь не хочешь, а поверишь в феномен 25-го кадра, когда на доли секунды в интерьере космолета мелькает какая-то склизкая, инопланетная тварь. Благодаря Дэвиду Линчу, все знают, что совы совсем не то, чем кажутся. Возможно, и бравые ребята с "Энтерпрайз" тоже своего рода такие "совы".

среда, 6 мая 2009 г.

Том Хэнкс вернется к Дэну Брауну

Том Хэнкс (Tom Hanks) выразил желание сыграть в фильме по новой книге Дэна Брауна «Потерянный символ» (The Lost Symbol), которая выходит в сентябре этого года. Об этом пишет Digital Spy. Хэнкс уже снялся в двух лентах по романам Брауна.
© Columbia Pictures
Том Хэнкс вернется к Дэну Брауну

Том Хэнкс в фильме «Код да Винчи»

«Если в этом проекте есть смысл, я буду только рад, — заявил Хэнкс. — Дело тут не в том, где происходит действие или кто главный персонаж. Дело на самом деле в том, заслуживает ли тема книги того, чтобы снять по ней еще один фильм».

Хэнкс также заявил, что он делал Брауну намеки насчет того, где должно происходить действие «Потерянного символа». По словам Хэнкса, он лоббировал Багамы. Стоит отметить, что о сюжете новой книги Брауна пока почти ничего не известно.

Фильм по главному бестселлеру Брауна, «Коду да Винчи» (The Da Vinci Code, 2003), вышел в 2005 году. Хэнкс сыграл в нем главную роль — гарвардского профессора Роберта Лэнгдона. Лента собрала в прокате $750 млн. Экранизация «Ангелов и демонов» (Angels & Demons, 2000), приквела к «Коду да Винчи», выходит в прокат 15 мая. В ней также сыграл Хэнкс.